Life is a life... We are the humans...
существует 4 вида речи (вайкхари, мадхйама, пащйанти, пара), соответствующие 4–м мирам (джаграт, свапна, сушупти, турья) и в зависимости от настоящего состояния осознанности, твоя практика начинается и происходит либо на уровне физическом (джаграт) либо на уровне ментальном (свапна) и тд. — то есть там, где мы можем себя собрать в нечто хотя бы временно стабильно–осознанное. Все мы так или иначе начинаем отсюда, но отдельные чайники имеют серьезные проблемы с вербальной речью(вайкхари вак) и не способны даже с этого начинать. Поэтому для них существует 5–й вид речи(по Горакшанатху) — матрика. Матрика, или речь, фиксированная в буквице — не просто рекурсия ради рекурсии. Это если хотите инструмент осознанности для тени от чайника. Что можно так делать? — да что хотите: хотите визуализируйте, хотите описывайте или собирайте в кучу, хотите делайте пуджу таким образом. Можно даже молиться письменным образом, джапу то есть выполнять — авторитетный метод. После того, как уровень пройден, двигаешься дальше — проговариваешь вслух. Потом дальше. В какой–то период, перейдя на речь невербальную, иногда становишься молчальником (для людей). Потом внутренним молчальником. Не обязательно навсегда и вообще не обязательно что так, но как вариант.

итакъ, речь, как инструмент для овладения осознанностью, очень удобна. проговаривать — жорошо, удобно, это работает. для собирания вкучу, для закрепления, для усвоения. вербальная речь(вайкхари) в данном случае — это инструмент для овладения 1–м вниманием. овладев первым вниманием, идем дальше.
дальше — проговаривание в уме, проговаривание в уме должно быть имоциональное (расика). этот вид речи для второго внимания называется мадхйама, или серединный, промежуточный.
еще дальше — всеохватное, светоносное третье внимание (сушупти), сущность которого — настроение (бхава). речь там иного качества, более тонкая и она называется пащйанти. от корня пащйа — видеть.
третье внимание — не последнее, выше этого — речь, как чистое намерение и она называется пара.
но, если кто–то например даже с речью вербальной не в ладах, то он может пользоваться речью прописной, и двигаться с этого уровня. это то, чем мы здесь сейчас пользуемся, в инторнетах например.
использование того или иного вида речи зависит от задачи и от того, где мы реально стабильно можем быть осознанны. поэтому противоречий между писанием, говорением и молчанием я не вижу — всё зависит от того, где ты есть.

Человек в обычной жизни встречается с четырьмя состояниями сознания:
1. Дневное, бодрственное сознание. (джаграт)
2. Состояние сна со сновидениями. (свапна)
3. Состояние сна без сновидений. (сушупти)
4. Плюс очень редко бывает четвертое состояние — назовем его сверхглубоким сном без сновидений. (турья)
Всего человеку доступно семь состояний сознания. Вообще их известно 12, но высшие пять человеку в нашу эпоху недоступны вообще.
Откуда взялись эти состояния сознания?
Человек проходил развитие через минеральное, растительное, животное царства. Это вовсе не значит, что физическое тео человека произошло от животного (все совсем было наоборот. Но я не об этом). Так вот эти три последних остались нам как некие атавизмы прошлых ступеней эволюционного развития. Чем они отличаются друг от друга? Для состояния сознания во время сна со сновидениями для обычного человека характерно некое понижение осознанности (в сравнение с дневным сознанием). Образы приходят меняются, проследить откуда что берется сознание человека не в состоянии. Про состояние сна без сновидений и говорить особо нечего — там сознание человека полностью вырубается.
Почему так происходит? С чем прежде всего связана способность осознавания? С органами чувств. В физическом теле у нас хорошо и устойчиво сформированные органы чувств. Но когда человек засыпает, он поднимается из физического мира в мир, который в разных традициях называется астральным. В астральном теле человека органы восприятия у человека не так пока еще хорошо сформированы, как в физическом, к тому же они крайне неустойчивы и затуманиваются от постоянных эмоциональных "бурь", происходящих в астральном теле, когда человек испытывает сильные эмоции, стресс и т.п. Из–за этого этого способность четкого осознания отсутствует во время сна со сновидениями. Можно сказать, что тут наше сознание понижено по сравнению с обычным бодрственным. Да и в повседневной жизни можно сказать, что в наших эмоциях мы спим сном со сновидениями. Ибо проследить откуда у меня то или иное настроение в большинстве случаев невозмножно, т.к. эти причины лежат в подсознании (то бишь не осознаются). Когда наступает состояние глубокого сна со сновидениями, человек поднимается в так называемую область низшего духовного мира (назовем ее так). Там у обычного человека вообще отсутствуют какие–либо органы восприятия, поэтому он благополучно ничего не осознает. Тут сознание понижается еще больше.

Но я вначале говорил про семь состояний сознания. Так вот, если говорить кратко, то:
5. Когда человек приобретает ясное сознание во время сна со сновидениями. И более того, может входить в это состояние сознания и днем. (джаграт–свапна)
6. Когда человек приобретает ясное сознание во время сна без сновидений. (джаграт–сушупти)
7. Когда человек приобретает ясное сознание во время сверхглубокого сна без сновидений.(джаграт–турья)

Итак, отрезюмирую. Есть четыре мира, в которых пребывает человек. В каждом из них мы пребываем с разным состоянием осознания

Но прежде чем преходить к 5, 6 и 7–му (вообще говоря, их полное развитие возможно лишь в будущие эпохи), нам бы сначала научиться тому, что я назвал 4–м, дневным, бодрственным сознанием. Если мы честно проанализируем нашу дневную жизнь, то сможем признаться, что ясное бодрственное тсознание у нас в дневной жизни присутствует далеко не всегда. И вот очень неплохо было бы научиться полной осознанности хотя бы днем. (джаграт–джаграт).

Находясь в нашем, физическом теле мы способны к четкому осознанию лишь в наших мыслях. В чувствах, как я уже сказал выше наше сознание несколько понижено. В нашей воле же оно спит сном без сновидений (Мы можем поднять руку, но как конкретно это проиходит — находится вне нашего сознания).

Мышление бывает: на низшем уровне образное и на высшем уровне словесное. Есть еще более высокий уровень мышления, который связан с тем, что я называю 5–м состоянием сознания. Так вот, наша задача — бодрствовать как можно дольше. А этого достичь невозможно, пока наше мышление крутится бесконтрольно. Вот иду я по улице, увидел что–то, у меня закрутилась цепочка ассоциаций, в результате мое мышление ушло куда–то далеко, плюс туда приплелись какие–то эмоции, фантазии — все вышло из под контроля моего сознания. Нужно как–то учиться минимизировать возможность появления подобных ситуаций. Тренировать мышление так, чтобы думать именно о том, о чем тебе действительно нужно, а не тратить энергию на бессмысленное жевание "ментальной жвачки".


++ www.varvar.ru/arhiv/texts/achilydiev1.html

@темы: сон, сознание, Интернет